Мещеринова Катерина — Странствия Души

Выставка живописи Мещериновой Катерины — «Странствия Души»


Фоторепортаж с открытия выставки «Странствия души»

Финисаж выставки «Странствия души»


Вернисаж выставки «Странствия души»

Автор фото Евгений Манакин

ЖИВОПИСНАЯ ПРИТЧА В СВЕТЕ КВАНТОВОГО ИСКУССТВА

в картинах Катерины Мещериновой

На выставке — ярмарке современного искусства «Арт салон-2019», которая проходила в Гостином дворе города Москвы, я впервые увидел картины Катерины Мещериновой, автора удивительно красочных и необычно ребусных полотен. Меня поразили символично-мистические, и в то же время конструктивные и логически выверенные сюжеты ее работ, которые развивались во времени (как иконографический рассказ в иконостасе).

Поговорив с Катериной, я был удивлён осмысленной нравственной позицией человека, чувствующего себя адептом энергетической системы Вселенной. Пройдя через трагические страницы своей судьбы, поднявшись над суетой мелких разочарований, Катерина сумела осознать для себя некую систему вечных (непреходящих) ценностей, связанных с пониманием величия мироздания и места человеческой личности в гармонии с Космосом. Её необыкновенные способности прорицателя и ясновидящей стали основой для сюжетов картин, несущих философский дидактический смысл Посланий к человечеству.

В выставочном движении Катерина с 2015 года. Она − лауреат многих международных конкурсов современного изобразительного искусства в Польше, Британии, Болгарии, Италии, России в жанрах «Фэнтези», «Сюрреализм», «Эзотерика», «Виженари – арт». И всё же, её работы всегда оставляли впечатление некоей другой стилистической направленности авторского письма.

За долгую практику искусствоведа мне не встречался на картине визуальный сюжет физического раздвоения личности, выполненный в пластике художественной анатомии и реально фиксирующий момент возникновения клона. Картина Катерины «В прошлом о будущем, в будущем о прошлом…» в полной мере воплотила этот момент и стала брендом Международной выставки — конкурса современного искусства Art Week in Luxembourg в 2015 году. Работа стала основой дизайнерского оформления дипломов конкурса, а жители Люксембурга могли любоваться уличным баннером внушительных размеров с изображением этого сюжета.

Вернёмся к определению авторского стиля Катерины Мещериновой. При всей декоративности полотен автора, необычной конструктивной композиции и удивительной сдержанности колористической гаммы, часто приобретающей монохромное изящество, картины художника выходят за рамки принятых представлений об интерьерном предназначении изобразительного искусства. Обилие мелких, реалистически выписанных объектов, порой трудно сопоставимых в сюжете одного полотна, заставляют зрителя искать логические связи, догадываться о смысле визуального ребуса и постепенно выходить на главную сверхзадачу Послания художника. При остроте и бескомпромиссности предлагаемых визуальных образных деталей – фактов, картина скорее сравнима с литературным жанром эпоса «притчей» с предельной заострённостью главной мысли и моральным наставлением в аллегорической форме, отражающим баланс социальных и психологических проблем современного общества.

Анализируя художественное творчество Катерины Мещериновой, надо, прежде всего, понять мироощущение художника, её состояние творческой свободы, в котором жанровые реалистические сюжеты тесно переплетены с духовным продолжением эзотерических образов, их зеркальных клонов вторичного существования, а возможно и телепортации в космический мир индивидуальной ментальности. Высокий уровень культуры, специализация на факультетах «Социология», «Иностранный язык» (английский) в Российском Государственном Социологическом Университете, наличие базового художественного образования, полученного в Московском художественном профессиональном лицее №303, и самообразование в области эзотерики позволили художнику выразить свои оригинальные философские взгляды в визуальных формах творчества.

На первый взгляд обилие разномасштабных реалистически выписанных объектов в сюжете одного полотна позволяет предположить сюрреалистический стиль изложения художественных образов. Однако, манифестируемые теоретиками сюрреализма (Андре Бретон) принципы «антирационализма и субъективизма», претворяемые в методе «автоматического письма», для творчества Катерины отнюдь не характерны!

Скорее, на полотнах Катерины Мещериновой проглядываются мотивы русского символизма «серебряного века» (З. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Брюсов). Символ – объект прозрения художника, раскрывающий тайный, мистический смысл взаимодействия внутреннего мира человека с миром внешним. Версия символизма в творчестве Катерины поддерживается цитатами стихов Марины Цветаевой, Омара Хайяма и других авторов в персональном альбоме художника. Да и сама Катерина выступает в роли профессионального поэта-символиста, публикуя стихи к картинам, и даже, не смущаясь, пишет свои философские тезисы наряду с цитатами священного писания индуизма Бхагават Гита и высказываниями индийского гуру XX века, учителя «адвайты» (двойственности) Нисаргадатта Махараджа, приводит слова великих деятелей искусства: Леонардо да Винчи, Карлоса Кастанеды, Рэйя Бредбери, Марии Мавэла, Ричарда Баха.

И всё же автор статьи склоняется к рассмотрению творчества Катерины Мещериновой с позиций современной эстетической теории «Квантового искусства». Научная мысль XXI века, основанная на последних достижениях физической космологии, квантовой механики и теории нелокальных квантовых полей, даёт научное обоснование существования мгновенной связи между частицами поляризованного поля вне зависимости от расстояния, и тем самым объясняет природу «мистических» совпадений, телепатии, невероятных предсказаний ясновидящих и паранормальных явлений.

Для введения читателя в круг лингвистических структур в области квантовой физики – немного истории. Наиболее последовательной считается интерпретация квантовой механики, сформулированная польским физиком — теоретиком Войцехом Зуреком в 2003 году, основанная на принципах «квантовой декогеренции» и описывающая проявление классических реальных объектов из «квантовой суперпозиции». Итальянский теоретик искусства, архитектор, художник Роберто Денти, продолжая традиции конвергенции научных открытий и искусства, в 2008 году опубликовал манифест «Квантовое искусство», в котором предложил качественно новый объект внимания для изобразительного искусства − художественное понимание видимого «открытого мира» через призму квантового многовариантного галактического пространства. Идея получила мою поддержку в форме статьи «Знакомьтесь, квантовое искусство», опубликованной в 4 номере журнала «Русская галерея XXI век» за 2019 год. Ко всему, что может быть охарактеризовано как «состояние», можно применить методы квантового искусства. Любой наблюдаемый объект, включая эмоции и даже мысли, мы можем представить, как исходный вектор состояния квантового мира, который подвергся «декогеренции» (нашему наблюдению) и который сводит (редуцирует) волновую функцию частицы кванта к конкретной точке, где частица обнаруживается. Этот переход считается каналом обмена информации. Человеческий мозг, как энергетический передатчик импульсов связи и приёма информации от поляризованных квантовых полей, видит все связи, все причины, все следствия, и это виденье происходит одновременно и развивается сразу во всех возможных направлениях.

Творчески одарённой Катерине Мещериновой удалось воплотить вышеприведённый тезис квантового искусства ещё до знакомства с моей статьёй, опираясь на те подспудные силы, которые в научном мире называются «каналом обмена информации». На картине «Память» на чёрном фоне бесконечности художник пишет в лёгком развороте ракурса «три четверти» портрет женской головы. Глазницы выполнены в классическом варианте античной скульптуры, то есть белые глазные яблоки без зрачков. Автор подчёркивает полное погружение образа в трансгрессию и отказ от зрительных впечатлений. Волосы героини портрета превращаются в змеи-антенны, наподобие Медузы Горгоны. Они то утончаются до уровня нервных волокон нейронов головного мозга, то увеличиваются до визуальных образов житейского бытия: оконных проёмов домов, постели и объектов мебели. Вся фантазийная композиция наполнена миниатюрными фигурками людей. выполняющих разумные физические действия.

Здесь, мы знакомимся с одним из характерных изобразительных приёмов Катерины – использованием «мемов» (пиктограмм) человеческих фигур, написанных в одном телесном тоне, но с удивительной графической точностью контура, чётко фиксирующего узнаваемое физическое действие. Автор пользуется современной моделью передачи культурной информации − «меметичностью» (Ричард Докинз 1971г.), которая далее не раз будет встречаться в сюжетах картин.

Ещё один символ – листы бумаги, достаточно объёмные, иногда напоминающие пачки денежных купюр. Это «мыслеформы» − информация, которая явилась сутью и формой мысли. Художник трактует их как объект знаний. Обнажённый мужчина, то есть мужская сущность, сидит на пачке листов — знаний, но поддерживает эту структуру мужского ума женская ладонь, возникшая из нервных волокон женского участия. В центре картины на тонком нервном волокне висит фонарь, излучающий тёплый солнечный свет и фактически освещающий всю композицию. Это золотой энергетический «эгрегор» − ментальный конденсат чувственного вдохновения, символ, который будет возникать и далее в художественных произведениях автора.

Этому «состоянию» творческого озарения в разное время давались разные названия, связанные с уровнем научного развития общества в определённые временные периоды: древнегреческая философия Аристотеля рассматривала «состояние» в категории «Прекрасного»; эпоха христианства руководствовалась понятиями «Чудотворность» и «Откровение»: в годы ренессанса изучалось состояние «Вдохновения»; «Идея» − в эпоху просвещения; «Творческая космическая вибрация» – в трактовке Василия Кандинского, «Теософия» – в трудах Елены Блаватской, «Интуитивизм» – в философии Анри Бергсона.

Современная теория квантового искусства предлагает свою трактовку «творческого состояния», давая научное подтверждение возможности приёма информации в момент трансгрессии высокоразвитого ментального сознания, рассматривая физические возможности связи художника — медиума с мировым квантовым пространством, тем самым раздвигая визуальные границы представлений реального мира. Эти знания гармонизуют наше отношение к творчеству Катерины Мещериновой, дают ключ к восприятию её художественного видения, выраженного в многовариантном событийном сюжете символического реализма, позволяют постичь глубину поэтических сопоставлений в реальном времени визуального общения с картиной.

Композиция картины «Инвестиции в реальность» состоит из двух противоположных построений, диагонально расположенных на прямоугольнике холста. В верхнем левом углу изображён мир возможностей, состоящий из графических прямоугольников, похожих на окна и двери, и символизирующий проход в новую реальность. В нижнем − представлена символика житейской обыденности: улитка − замкнутость; зеркало с фигурой Аполлона – самолюбование; камни мостовой и кирпичи строений – иллюзия незыбленности; клавиши музыкального инструмента – игра; разноцветные ленты – будто праздники (фальшивые) нашей жизни.

В этом перечне представлены далеко не все условные знаки, употребляемые художником в авторском алфавите ассоциативного толкования. Это ещё один из приёмов образного языка понятий, созданный Катериной Мещериновой. Для художника реальная вещь – это знак предполагаемого действия в цепи логических взаимодействий причинно-следственных связей.

На картине «верхний мир» возможностей и противоположный мир реального бытования имеют зашифрованные пути общения. Из «верхнего мира» протянулась рука поддержки, из «нижнего» − лестница «нравственного восхождения» и усовершенствования. Вся сложная конструкция представлена в метафизическом пространстве выше облачного слоя Земли, из которого проявляются смотрящие лики наблюдателей ушедших времён. При всей фантасмагоричности образов, представленных на картине, мы обнаруживаем логические параллели в квантовой теории магнитных полей нелокальной квантовой системы, для которых характерны мгновенная связь между частицами поляризованного поля независимо от расстояний и возможность передачи мысли-формы квантового состояния, которую Альберт Эйнштейн называл телепатической.

Данная картина вынесена на обложку творческого альбома художника, тем самым подчёркивается особый смысл Инвестиций в духовную жизнь, которую автор считает единственно реальной.

Обогащённый знаниями «верхнего мира» художник обращает свой взор на Землю.

На картине «Рождение» Катерина ассоциирует людское общество с многовековым реликтовым лесом, в котором на основе сплетений корневых систем родословных связей стоят мудрые генеалогические древа и зарождаются новые побеги. Однако личные судьбы людей представляются художнику в виде прикованных и распростёртых человеческих тел на спицах зубчатых колёс, вращающихся в разных плоскостях и не имеющих возможность соединить усилия в структуре одного механизма. Они окружены непроходимыми сплетениями веток-предрассудков на картине «Странный лес». В центре картины мы видим мифическое солнечное сияние «эгрегора» − энергоинформационной эзотерической субстанции, которая образуется энергией страсти индивидов общества, объединённых мечтой о создании условий для возникновения новой жизни. Но «мадонна» новой жизни, созданная художником, вырастает из жёсткого каркаса − кринолина прежних условностей.

На картине «Эго» каменная кладка маски головы, как символ незыбленности личностного «непробиваемого» Эго, начинает буквально «разлетаться по кирпичикам» под лучами космического «эгрегора» − излучателя новых знаний и представлений. Уникальны образы ангелов, удаляющих шторы неведенья с глазниц Эго. Ангелы созданы художником как «мемы» с крыльями из ушных раковин – это образная находка художника. «Имеющий уши, да услышит», − говорил Христос в проповеди на горе Елеонской. Смысл древнего изречения в том, что истина пребывает рядом с нами, она вокруг нас, она внутри нас.

Художник рассматривает предназначение человека с позиции времени, отведённого для жизни в безвременной бесконечности пространства Вселенной.

Картина «Время карусель» при многообразии несопоставимых миниатюрных жанровых сюжетов, вписанных в надоблачное космическое пространство, всё же оставляет впечатление цельности. Этому способствует единая цветовая гамма жёлто-охристых тонов основного объекта на фоне сине-голубых тонов второго плана. Композицию гармонизует трёхмерное геометрическое построение усечённого конуса, которое полностью соответствует названию «карусель». Объекты карусели – прямоугольники, напоминающие бытовую мебель или домовые жилищные постройки, исполнены в аксонометрической проекции и оживлены действиями «мемов» − фигурок людей в жизненных бытовых коллизиях.

В верхней части карусели мы видим реалистичную картину галопа табуна лошадей, символизирующего безостановочный бег времени; в нижней части − фрагмент циферблата часов с римскими цифрами; фон картины состоит из звёздного неба, на которое накинута прозрачная вуаль призрачности человеческого существования; в центре просматривается прозрачный сосуд песочных часов, читаемый как «индийская Карма», в котором невидимые духовные оковы заставляют душу бесконечно вращаться в цикле сансары и перерождаться бесчисленное множество раз. Художник в реальных зримых образах поднимает проблему вечности времени и бессмысленности суеты человеческой жизни.

Продолжает тему сюжет картины «Игра со временем», где автор изображает сидящего на «лестнице восхождения» мужчину, играющего в шахматы с человеческим клоном, у которого на месте головы эллипс циферблата часов. На нижних ступенях лестницы атрибуты мужской повседневной жизни: недопитая рюмка вина, недочитанные книги, поверженная шахматная фигура королевы, игральные кости и где-то в начале жизненного пути бабочки первой влюблённости и брошенные белые женские перчатки от подвенечного наряда. Картина выдержана в жёлто-песочных тонах, что свидетельствует о бренности нашего бессмысленного, не одухотворённого состояния.

В чём же художник видит спасение человеческой сущности? В жизни и судьбе женщины, в её особом предназначении в космической эволюции человечества, в её природном даре вечного обновления и возрождения, сравнимого с бессмертием богов.

На картине «Пульс» мы видим часть квартиры молодой женщины, живущей под неусыпным вниманием общественности, так как стены представляются художником прозрачными, возможно выполненными из стекла. Постель, а это интимный мир, окружена многоэтажными строениями домов, которые ассоциируется у художника с пчелиными сотами. Неожиданный образ плавающих рыб в современной квартире говорит о духовном аквариуме, в котором живёт наша героиня. На холсте мы видим прекрасный по грациозности полёт героини, преодолевающей земное притяжение, покидающей мятую постель и взлетающей к потолку, символично олицетворяющему форму житейской материальной преграды. Но для свободы духа преграды не существует. Из глубин космоса на фоне звёздного неба появляется её духовный клон. Их соприкосновение сквозь тонкую линию вещественности вызывает восхищение и счастье от возможности человека взлетать в свой мечте.

Не всё гладко в земной жизни женщины. Иногда ей хочется спрятаться в хрупкой ракушке улитки на картине «Проекция жизни», иногда в прекрасной наготе, распушив волосы-антенны, вслушиваться в отзвуки Вселенной на картине «Говорящая с собой», иногда сделать попытку просчитать свою непостижимую женскую сущность на картине «Три цвета, пять чувств и немного времени».

В данной статье автор затронул лишь малую часть работ из коллекции художника, да и задача анализа скорее сводилась к расшифровке метода и стилистики «живописной притчи» Катерины Мещериновой. Её удивительно прозорливая и изотерически точная философская позиция, нацеленная на поиск смысла и предназначения человеческой жизни в понимании космической бесконечности Вселенной, порождают необычайные творческие откровения, выраженные в сюжетах картин − Посланий к человечеству. В своих работах художник ассоциирует себя с мистическим Абсолютом − знающим всё и присутствующим во всём.

В свою очередь, автор статьи, работая в пограничном пространстве конвергенции науки и искусства, считает нужным обосновывать пластические решения художественных образов Катерины Мещериновой, прибегая к сравнительным характеристикам, принятым в научном сообществе и искусствоведении.

Пожелаем Катерине Мещериновой успеха и широкого признания в среде художественной общественности, критиков и коллег-художников.

Академик Европейской академии

естественных наук (г. Ганновер, Германия),

Почетный доктор искусствоведения, профессор

Руководитель экспертного Совета

Евразийского художественного союза

Григорий Гинзбург